Как сделать сайт правильно: структура сайта

11 марта 2014
Разработка

Заходя на какой-нибудь сайт, мы видим не только картинки и текст. Обычно с первого взгляда можно определить, где расположено меню с основными разделами и описательная часть страницы. На сайте интернет-магазина можно понять, как найти нужный товар и перейти в корзину. На странице блога нетрудно определить автора и тематику статьи, не читая весь текст. Мы не испытываем трудностей с получением нужной информации на незнакомом сайте из-за того, что сайты, даже с абсолютно разным оформлением, создаются согласно общим принципам. И один из важных принципов – правильное формирование структуры сайта.

Структура сайта – это совокупность правил, определяющих связи между страницами и расположение элементов на страницах.

Мы редко сознательно обращаем внимание на структуру. Веб-студии, занимающиеся созданием сайтов, стараются делать их понятными и простыми в использовании. Но не всегда им это хорошо удается. Иногда можно сразу понять, что сайт сделан плохо, несмотря на хороший дизайн и полезный и интересный контент. Когда трудно понять, как попасть на нужную страницу или выполнить какое-то действие на сайте, ошибки в структуре начинают бросаться в глаза.

Плохо проработанная структура заметна сразу. Хорошо, когда пользователь не думает о структуре, а интуитивно ее воспринимает.

Структура сайта напрямую влияет на эффективность действий пользователя. Эту эффективность очень просто свести к нулю – достаточно не включить в структуру один из критически важных элементов, и пользователь не достигнет своей цели. Например, если человек заинтересовался предоставляемой услугой, но не может сходу найти способ связаться с владельцем сайта, он с высокой долей вероятности просто уйдет. А требовалось всего-то добавить в нужном месте форму заказа или хотя бы номер телефона. На другом сайте посетитель не может найти товар с интересующими его параметрами в большом каталоге. Едва ли удастся удержать его на сайте, даже если нужный товар предлагается по низкой цене. В этом случае критические элементы – навигация по каталогу и средства поиска по характеристикам товаров.

Хорошая структура вместе с другими положительными факторами может повысить конверсию сайта. Плохая – ее гарантированно понизит.

Расположение элементов на странице прорабатывается дизайнером. Построением структуры связей между страницами на этапе создания сайта обычно никто не занимается – либо она кажется очевидной и для заказчика сайта, и для веб-студии, либо заказчик не хочет заниматься ее проработкой, а веб-студия организует структуру по привычному для себя шаблону. В результате заказчик может получить с виду красивый и удобный сайт, лишенный необходимой навигации, что делает его совершенно неэффективным.

Часто случается так, что изначально сайт был разумно структурирован, но после наполнения и внесения правок в навигацию найти что-то на сайте стало проблематично. И непонятно, где же допущена ошибка: дизайнеры и разработчики выработали структуру сайта, заказчик скорректировал ее, сделав упор на приоритетные разделы, контент-менеджеры добросовестно разместили предоставленную информацию. Проблема в том, что у всех, кто занимался сайтом, не было четкого представления о структуре – каждый видел ее немного по-своему и вносил в проект свои коррективы. К чему это приводит, думаю, объяснять не нужно.

Структура – это не только дизайн и юзабилити.

Часто необходимо прорабатывать структуру даже тогда, когда она кажется очевидной.

Мало проработать структуру один раз – нужно и в дальнейшем ее придерживаться.

Размер статьи не позволяет хоть как-то подробно рассказать обо всех важных нюансах, и в этой статье будут описаны только четыре базовых принципа. Следует помнить, что не бывает утверждений, которые являлись бы абсолютными истинами. На каждое правило найдется множество исключений, если пытаться применять его в любой ситуации. Поэтому не стоит воспринимать следующие принципы как догмы, правильнее будет относиться к ним как к рекомендациям и всегда делать поправки на личный опыт и специфику конкретной задачи.

  1. Следует разделять и группировать страницы по смыслу.
    Плохо, когда описание услуг находится в разделе «О нас», или в новостях компании. Гораздо лучше сделать для услуг отдельный раздел – посетителю сайта будет проще их найти и получить более полное представление о деятельности компании.
  2. Раздел с большим числом страниц нужно дробить на подразделы.
    Длинный список тяжело воспринимать целиком и находить в нем нужное. Если есть такая возможность, лучше разделить его на разделы по 5-9 элементов – тогда пользователь сможет за два шага найти то, что он хочет, не тратя время на утомительное чтение всех вариантов. Если по каким-то причинам делить раздел нельзя, нужно упростить навигацию (вывод элементов в порядке важности или в алфавитном порядке, сортировка, фильтрация, поиск по тексту и т.д.)
  3. Мелкие разделы нужно объединять, не нарушая разделение по смыслу.
    Этот правило следует использовать в двух случаях: когда при начальной группировке страниц несколько разделов оказались почти пустыми, и когда структура разделов стала слишком тяжела для восприятия. Например, если разделы новостей и полезной информации содержат по 2-3 статьи, и редко будут дополняться, их можно объединить в общий раздел статей (сохранив инструменты поиска исходных разделов – сортировку по дате и поиск по тексту). Пример для второго случая – часто встречающаяся в интернет-магазинах категория «Аксессуары», в которой представлены совершенно разнотипные товары, объединенные сферой применения (для ноутбуков, для телефонов и т.п.)
  4. Группируя элементы, в первую очередь следует учитывать их тип.
    Основная навигация по элементам сайта должна основываться, прежде всего, на том, чем эти элементы являются. Разделение по вариантам их использования и другим характеристикам должно быть представлено на сайте дополнительными элементами навигации. Это критически важный принцип при создании интернет-магазина и будет подробно описан в одной из следующих статей.

Интересные статьи по теме Все статьи по теме →
Опишите свою задачу и мы с Вами свяжемся!
Имя:
E-mail:
Телефон:
Сообщение
наверх