Почему выдача поисковых систем отличается в разных браузерах и компьютерах?

18 марта 2014
SEO фломастер

Если вы продвигаете сайт, то могли заметить, что в одном браузере сайт на первом месте, во втором - на третьем, где-то его вообще нет в ТОП10.
В этой статье я расскажу, почему это происходит.

Причин на самом деле несколько, но они делятся на две группы: персональная выдача и не персональная (другими словами, даже в "чистом" браузере анонимного посетителя выдача тоже может быть разной).

Рассмотрим их по очереди.

1. Персональная выдача

Пользуясь поисковой системой, будь то Яндекс или Google? вы можете быть авторизованы в Яндекс.почте или Gmail. Таким образом, система однозначно знакома с посетителем, его историей поиска и предпочтениями. Причём логин пользователя это дополнительная помощь системе, принцип работает даже если вы не авторизованы в сервисе поисковой системы - о вас итак уже известны какие-то данные, если вы не очищали COOKIE и не удаляли свой браузер.

Если какой-либо сайт посещался вами чаще остальных, поисковая система может выдавать его выше остальных результатов. Похожая система есть в "Вконтакте" - в списке друзей по запросу "Александр" выйдет тот Александр, страницу которого вы недавно просматривали. У другого пользователя будет абсолютно другой Александр.

2. Настройки выдачи и регионы

Помимо классических предпочтений, поисковые системы учитывают ряд других факторов:

  • Регион поиска, который определился по вашему IP-адресу
    Если по Казани вы на первом месте, то по Москве вас может быть вообще невозможно найти.
  • Безопасный поиск
    Если безопасный поиск включен, то некоторые из сайтов могут исчезнуть из выдачи - а это тоже влияет на результаты
  • Количество результатов на страницу.
    Некоторые настраивают Яндекс так, чтобы просматривать не 10 результатов на странице, а 50. Это также влияет на результаты выдачи.

Всё это сильно влияет на результаты поиска. Однако даже на чистых системах с настройками по умолчанию выдача также может быть разной. Вот причины этого:

3. Эксперименты Яндекса

Есть информация о том, что Яндекс регулярно проводит эксперименты с целью улучшить качество поиска и сделать Директ (контекстная реклама Яндекса) более выгодным. Регулярно в один и тот же момент времени проводится 5-10 экспериментов, каждый из которых затрагивает примерно 4% аудитории. Пользователи для экспериментов выбираются либо регионально (допустим, Москва), либо в случайном порядке.

На одном компьютере сайт на 5-м месте, а на втором можно случайно нарваться на эксперимент.

Эксперименты могут быть следующими, например:

  • Понизить в позициях интересный сайт для того, чтобы повысить кликабельность рекламы
  • Активировать новый алгоритм
  • Активировать новый дизайн (например, прямо сейчас ряд людей видят новый дизайн Яндекса - острова).
  • Показать или скрыть информационные результаты (например, Википедия)

Экспериментировать на небольших фрагментах аудитории ради улучшения качества поиска - благое дело. Однако результаты выдачи - разные.

4. Конкуренты из контекстной рекламы

Все поисковые системы существуют за счёт заработка с контекстной рекламы. Это - их основной хлеб. Понятное дело, что чем больше этого хлеба - тем лучше.

Поисковые системы могут понизить в позициях сайт, который конкурирует с контекстной рекламой. Допустим, на одном компьютере вы на 5-й позиции.
Открываете второй компьютер - бац, кто-то подал объявление в рекламу (или настала очередь показать объявление). Всё, сайт занижен в позициях. Или наоборот, занижены позиции одного из ваших конкурентов по выдаче, или наоборот, объявление пропало - позиции выросли.

Как результат - даже на чистой системе и чистом анонимном браузере выдача может отличаться.

5. Внутренняя архитектура поисковой системы

Яндекс использует (или как минимум использовал пару лет назад) систему вроде Apache Hadoop. Поиск требует множество ресурсов, и один-два сервера (родительские) хранят информацию, которая растекается по сотням остальных компьютеров. Таким образом, все пользователи поиска подключаются к машинам которые и осуществляют поиск. Все обновления индекса постоянно "заливаются" на эти машины. Если кто-то зашёл на машину, в которой устаревшие данные, или слишком новые, то результаты поиска будут устаревшие или новые. Другой посетитель, который волей случая был подключён к другой машине - получит другие данные. И опять даже на чистой системе и чистом анонимном браузере выдача может отличаться.

6. Быстрый индекс и новости

Поисковые системы используют несколько индексов. Первый, большой и неповоротливых, содержит данные по подавляющему числу страницы сети. Быстрый индекс в свою очередь содержит последние новости (часы, минуты, секунды). Это сообщения из блогов, твиттера, горячие новости. Такая новость может появиться в любой момент, и при просмотре во втором браузере она может сдвинуть результаты поиска, либо исчезнуть как устаревшая.

Поиск и результаты

В итоге нестабильность выдачи привела к интересным результатам. Некоторые группы запросов теперь не продвигаются SEO-компаниями. Да и сама услуга продвижения по топу уже не так сильно котируется самими SEO-компаниями, и это немудрено - как продвигать сайт заказчика в ТОП5, если в одном месте он в ТОП5, а в другом ТОП10? Как доказать заказчику, что всё выполнено? Это приводит к увеличению стоимости услуги как таковой.

К счастью, на рынок вовремя вышла услуга продвижения по результату, продвижение по трафику - продвижение не фантикам позиций, а реальным целевыми посетителям, которое достигается оптимизацией сайта, высоким уровнем удобства использования - всем тем, что так любят и люди, и поисковые системы. Косвенно это явление приводит к увеличению конверсии сайта в целом благодаря эффекту "длинного хвоста", о котором я расскажу в одном из следующих записей в блоге. Подписывайтесь!

Интересные статьи по теме Все статьи по теме →
Опишите свою задачу и мы с Вами свяжемся!
Имя:
E-mail:
Телефон:
Сообщение
наверх